Структура организации обеспечивает равные права для нескольких учредителей, позволяет эффективно управлять развитием кампании через исполнительный совет. Для официального оформления необходимо пройти утверждённый в Российской Федерации порядок регистрации юридического лица (ООО).
Что такое ООО и порядок его регистрации?
ООО представляет собой коммерческую организацию, основанную одним или несколькими учредителями. Гарантом финансовой стабильности служит уставной фонд, который должен составлять не менее 10 000 рублей и быть разделён на доли/акции, принадлежащие участникам ООО.
Регистрация организации производится по месту предполагаемого или существующего адреса будущего ООО. Подготовленный пакет документов предоставляется в регистрирующий орган при Федеральной налоговой службе (ФНС). До обращения в налоговую службу стоит выяснить, какой порядок регистрации ООО, чтобы избежать лишних финансовых затрат и ошибок с оформлением документов.
Регистрация ООО - порядок процедуры
Требуется регистрация ООО? Порядок действий включает два этапа – сбор документов и взаимодействие с налоговой службой (по месту юридического адреса предприятия).
Порядок и стоимость регистрации ООО зависит от выбранного способа регистрации. Справится с тонкостями оформления юридического лица по силам любому человеку, поэтому многие бизнесмены стремятся самостоятельно заниматься регистрацией ООО.
Стоимость первичной регистрации составляет около 5,5 тысяч рублей, которые уходят на выплату госпошлины (4 тысячи рублей) и услуги нотариуса (от 1 до 1,5 тысяч рублей). Однако на этом расходы не ограничатся, поскольку необходимо выбрать имя предприятия, организовать юридический адрес, открыть расчётный счёт в банке и выпустить печать.
- Привлеченные консультанты
Планируется первичная регистрация ООО? Порядок может оказаться достаточно сложным, что приведёт к ошибкам в оформлении документов и необходимость начинать процедуру с начала. Поэтому распространена практика обращения к юридическим консультантам, берущим на себя оформление фирмы с «нуля». Итоговые затраты на легализацию ООО в этом случае существенно возрастают, зато проблем становится меньше. Стоимость услуг профессиональных регистраторов составляет от 2 до 10 тысяч рублей, не считая оплаты госпошлины и труда нотариуса. В итоге обращение к сторонним лицам «съест» около 20 тысяч рублей.
Распространённой практикой является приобретение готовой ООО. Стоимость покупки соизмеримо с оплатой услуг регистраторов и редко превышает сумму в 25 тысяч рублей. Подобная мера необходима в ситуации, когда учредителям важна «история» предприятия. Например, для участия в крупных тендерах, выставляющих требования к сроку жизни предприятия. Покупая ООО существует огромный риск столкновения с «тёмной лошадкой» - подпорченную репутацию бывает сложно выявить самостоятельно, поэтому помощь специалистов необходима.
Документы для регистрации в ФНС
В 2015 году существенно упрощен порядок регистрации ООО, поэтому необходимо подготовить минимальный набор документов:
- Заявление на государственную регистрацию предприятия, подготовленное по форме Р11001.
- Устав будущей организации
- Договор об учреждении ООО (требуется в ситуации, когда общую организацию создают несколько человек)
- Протокол собрания учредителей или решение об учреждении. «Протокол» требуется для ООО с несколькими учредителями, а «решение» оформляется одним основателем.
Согласно действующим принципам ФНС, порядок регистрации ООО, является единым для всех граждан Российской Федерации. Ответственность за достоверность сведений (в том числе, за возможные ошибки или неточности в документах) полностью возлагается на заявителей (учредителей организации). В случае выявления ложных данных или ошибок, налоговая служба имеет право наложить штрафные санкции в размере 5000 рублей.
Как зарегистрировать ООО? Порядок действий
Порядок юридической регистрации ООО состоит из нескольких важных этапов:
- Выбор налогового режима (необходимо определиться с налогообложением до регистрации предприятия). Начинающим предпринимателям проще всего выплачивать налоги по УСН (упрощённой системе). Если данная форма оказывается неприемлемой для конкретной организации, стоит обраться за консультацией к профессиональным бухгалтерам. Ошибка с выбором налогообложения может привести к существенным финансовым потерям и банкротству предприятия.
- Определение кодов деятельности согласно ОКВЭД Порядок регистрации ООО в РФ однозначно требует чёткого определения кодов деятельности. Помогает определиться с направлениями работы несколько классификаторов: ОК 029-2001 (общероссийский классификатор экономической деятельности) и упрощённые классификаторы, разработанные консультантами (например, коды ОКВЭД для малого бизнеса).
- Подбор наименования для будущего предприятия Следует учесть, что порядок и правила регистрации ООО в обязательном порядке требуют создания полного наименования предприятия на русском языке (кириллица). Причём, полное фирменное название должно указывать на организационно-правовую форму деятельности. Желательно при выборе названия фирмы проверить, существуют ли предприятия с аналогичным названием – распространена практика судебных исков за использования имени известных предприятий. В общем, порядок регистрации названия ООО допускает получение до 6 наименований организации: полное и сокращённое на русском и иностранном, а также сокращённое наименование и «самобытное» имя фирмы (на языке различных народов РФ).
- Получение юридического адреса Порядок регистрации юридического лица ООО подразумевает получение юридического адреса до подачи документов в ФНС. Распространённой практикой считается три варианта получения юридического адреса: аренда помещения, регистрация ООО на домашний адрес и покупка юридического адреса. Документы о наличии юридического адреса прилагаются к общему пакету регистрационных документов. Законодательно данное требование не прописано, но обойти его фактически невозможно.
- Открытие расчётного счёта и внесение на него уставного капитала (не менее 10 тысяч рублей). Порядок оформления и регистрации ООО требует внесения Уставного капитала. В большинстве случаев допустима регистрация с минимальной суммой, но некоторые виды деятельности предполагают больший размер первоначального вклада. Важно помнить, что уставной капитал формируется на основании вкладов учредителей – впоследствии на основе этих показателей высчитываются личные доли от прибыли. С 2014 года Уставной капитал можно вносить только в денежной форме, но допустимо «закрепление», расширение капитала определённым имуществом (техника, мебель, земля, склады, дома).
Подготовка документации:
- Решение единственного учредителя (когда один основатель) или протокола собрания (несколько основателей).
- Договор об учреждении (необходим, если учредителей несколько).
- Устав ООО – наиболее важный и влиятельный документ, который впоследствии будет регулировать характер взаимоотношений между учредителями и деятельность компании в целом.
- Заявление на регистрацию по форме Р11001
Следует отметить, что собираемый комплект документов нужен не столько для регистрации предприятия, сколько для стратегического планирования её будущей работы. Поэтому порядок регистрации и деятельности ООО рекомендует всем учредителям принимать активное участие в подготовке документов. Важно проводить голосование по каждому значимому вопросу и включать в документацию только единогласно одобренные решения. На данном этапе лучше всего заручиться поддержкой хорошего юриста, который поможет разглядеть потенциальные проблемы и вовремя их избежать.
- Оплата госпошлины (вручную через банк, или через онлайн-форму ФНС) Оплата госпошлины является обязательным этапом оформления юридического лица. Порядок осуществления регистрации ООО предполагает два варианта оплаты: вручную и через Интернет. В первом случае необходимо узнать реквизиты регистрирующего органа на сайте налоговой службы, а во втором – воспользоваться специальным онлайн-сервисом ФНС. Важно отметить, что в случае отказа в регистрации юридического лица госпошлина не возвращается. Вернуть вложенную сумму можно только через суд, доказав неправомочность отказа (явная ошибка регистрирующего органа).
- Заверяем документы у нотариуса и оформляем доверенность на подачу документов, в случае если заявитель не имеет возможности самостоятельно обращаться в налоговую.
Документы подписываются всеми учредителями, прошиваются и заверяются у нотариуса в случае, когда регистрация перепоручается сторонним консультантам или итоговый пакет документов будет забирать из ФНС другой человек (например, одни из наёмных сотрудников). Услуги нотариуса обойдутся недорого – от 400 до 1,5 тысяч рублей.
Завершение процедуры регистрации, получение пакета документов из ФНС:
- Лист записи ЕГРЮЛ (выписка из государственного реестра юридических лиц).
- Экземпляр устава, имеющий отметку от регистрирующего органа.
- Свидетельство о постановке на учёт в ФНС (с указанием формы налогообложения).
- Документ о получении государственной регистрации юридического лица.
В целом порядок открытия и регистрации ООО занимает около трёх недель. Полный комплект документов можно собрать за неделю, а при необходимости ускорить процесс до 2 рабочих дней. Взаимодействие с ФНС обычно занимает около 5 рабочих дней, но в некоторых случаях процесс может растянуться до двух недель.
В ряде случаев налоговая служба не выдаёт уведомления из таких организаций, как: Росстат, ФСС и ПФР. Тогда потребуется ещё 3-4 дня на взаимодействие с этими органами. На открытие расчётного счёта уходит около 2-3 рабочих дня и столько же требуется на изготовление печати. При неблагоприятных обстоятельствах суета с регистрацией ООО может затянуться до месяца.
Учитывая внушительный срок оформления документов, а также высокие риски допущения ошибок и получения штрафов, при отсутствии должного опыта взаимодействия с официальными лицами, лучше обратиться за помощью к юридическим консультантам. При желании вы сможете получить детальную инструкцию о самостоятельной регистрации юридического лица, либо воспользоваться услугой: «порядок регистрации ООО с нуля».
Порядок действий после регистрации ООО
Регистрация юридического лица прошла успешна? На руках весь набор разрешительной документации? Можно приступать к организации работы предприятия.
В зависимости от особенностей бизнеса может потребоваться:
- составление трудового договора и приказа о назначении (ген. Директора, руководителей подразделений и сотрудников);
- подача уведомления о начале работы (если предприятие подпадает под Закон 294-ФЗ от 26.12.08);
- получить лицензию на выполнение работ (если того требует законодательство);
- организация бухгалтерского учёта и службы HR (для больших компаний);
- покупка и регистрация кассового аппарата (по необходимости);
- оформление представительств, филиалов (существует отдельный порядок регистрации представительства ООО).
Порядок регистрации общества с ООО позволяет учесть все нюансы взаимодействия с ФНС, а также регулирования последующей коммерческой деятельности.
Основательный подход позволяет быстро получить статус юридического лица и занять подобающее место на финансовом рынке.