Порядок ликвидации юридического лица строго определен законодательством России. Это процесс, при котором компания перестает существовать. Суть его одинакова для всех организаций, независимо от их правового статуса, но нюансы процесса очень отличаются для обществ разных типов.
Важные моменты в ликвидации
Основное отличие ликвидации от других видов операций с юридическими лицами в отсутствии правопреемника. Суть процедуры в том, что уведомляются все заинтересованные лица, и с каждым из них компания должна уладить дела. Если кто-то из тех, кому важен контакт с организацией, попытался добиться чего-то уже после ее закрытия, у него, скорее всего, ничего не получится. Закон в России устроен так, что получить что-то от ликвидированного юрлица практически невозможно.
Закрыть компанию можно в добровольном или в принудительном порядке. Добровольное решение могут принять учредители. Принудительно закрыть организацию можно только через суд. Существует несколько организаций, которые могут обратиться с исковым заявлением о ликвидации, но чаще всего инициатором выступают налоговые органы.
Если суд выносит решение о необходимости закрыть компанию, то сначала обычно доверяют возможность сделать это самим учредителям. Они могут ликвидировать фирму в обычном порядке, хотя решение и не было принято ими самостоятельно, но если они этого не делают, то ликвидатор назначается налоговой службой. Процесс одинаков, независимо от того, кто его инициировал. Регулируется он статьями с 61 по 65 ГК РФ.
При уведомлении налоговых органов на разных этапах применяется форма Р15001, которую нужно заверять у нотариуса. Этот документ является своеобразной обложкой для пакета остальных бумаг: в нем приведены сведения о том, что за компания ликвидируется, кто учредитель и кто закрывает ее, присутствуют сведения о том, какой этап ликвидации проходит предприятие. Она нужна, чтобы налоговые органы понимали, с кем имеют дело.
Уведомление регистрирующего органа и назначение ликвидационной комиссии
Если принимается решение о ликвидации или реорганизации, то начинают с уведомления регистрирующего органа. Он вносит изменения о статусе компании в реестр юридических лиц. Уведомить органы нужно в течение 3 суток, отсчет начинается со следующего дня после официального принятия решения. В противном случае есть риск навлечь на себя административную ответственность: организации может быть выписан штраф.
Для ООО и других коммерческих обществ это налоговая инспекция. Для общественных некоммерческих организаций, например, для коммунального предприятия, регистрирующие органы различаются, в зависимости от типа организации.
Обязательно назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия с председателем. Это люди, которые принимают решения при закрытии компании. Можно назначить кого-то из текущего руководства, а можно третьих лиц, но обычно в состав комиссии включают бухгалтера и директора организации. Комиссия определяет сроки и порядок проведения процедуры. Ей также передаются полномочия защищать интересы компании в суде и выступать от ее имени.
Следует внимательно подходить к вопросу формирования ликвидационных органов. Законом не предусмотрено механизмов, позволяющих учредителям контролировать их работу. Следующие части посвящены тому, чем именно занимается комиссия при закрытии компании.
Порядок действий при улаживании вопросов с кредиторами
Действия ликвидаторов должны подчиняться плану, выработанному на том же учредительном собрании, где было принято решение об упразднении. Сначала делают публикации в специализированной прессе о том, что предприятие находится в стадии ликвидации. Обязательно указывают, кто принимает претензии кредиторов, в какой срок они могут быть обработаны. На это нужно отвести не менее двух месяцев.
Задача ликвидационной комиссии на этом этапе – выявить кредиторов и узнать их требования. Нужно сообщить им в письменной форме, для этого отправляют заказные письма с уведомлением о вручении. После того, как кредиторы определены, нужно рассмотреть их требования и вынести по ним решения.
Одновременно с этим проводят полную инвентаризацию имущества компании. Руководствуются при проведении этой процедуры официальными рекомендациями. Во время этого этапа налоговые органы могут устроить компании выездную камеральную проверку.
При проведении расчетов с кредиторами следует руководствоваться очерёдностью выплат, установленной законодательно. Если средств юридического лица не хватает на то, чтобы выплатить всем имеющиеся задолженности, то учредители не могут внести свои деньги с целью пополнить баланс, это исключено. В этом случае приступают к продаже имущества компании и с вырученных средств покрывают долговые расходы.
Выплаты делаются каждому кредитору пропорционально сумме долгов. Если ликвидаторы обходят кредитора в ходе выполнения требований, то он вправе подать иск в суд, но важно сделать это до того, как будет утвержден промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Все операции по продаже имущества компании облагаются налогом.
Если кредитор обратился к ликвидатору после установленного срока, то его требования погашаются из того имущества, которое осталось после расчета с остальными. Когда оставшегося имущества не хватает, такие требования считаются погашенными: к банкротству может привести только недостаток средств, выявленный до одобрения ПЛБ. Если ликвидатор не признал требования законными, а кредитор не обратился в суд, то такие долговые обязательства тоже считаются завершенными.
Дебиторская задолженность и расчет сотрудников при закрытии
Одновременно с работой по требованиям кредиторов ликвидационная комиссия занимается взысканием дебиторской задолженности. Это средства, которые должны выплатить компании контрагенты и партнеры. Способы взыскания:
- уведомление в письменной форме с требованиями выплатить долг;
- при отказе обращение в суд.
Если задолженность не получена в течение трех лет, она списывается в убыток за истечением срока давности. Он составляет три года. Это работает в отношении любых задолженностей, в том числе и тех, когда должна сама компания, даже если это долг перед бюджетными организациями.
Сотрудников нужно оповестить в срок не менее двух месяцев до начала процедуры ликвидации. Обязательно нужно, чтобы они получили письменные уведомления. Все расчеты следует проводить в соответствии с Трудовым кодексом.
Промежуточный ликвидационный баланс
ГК РФ предписывает в качестве обязательно этапа составление и предоставление в налоговый орган ПЛБ. Если этот документ не был сформирован и согласован с налоговым органом, то в ликвидации откажут. На основании ПЛБ производятся расчеты с кредиторами. В балансе содержатся следующие сведения:
- активы и пассивы компании, сведения получают на основе инвентаризации;
- стоимость имущества компании;
- размер кредиторской и дебиторской задолженностей;
- требования кредиторов;
- принятые после рассмотрения требований решения.
Цель составления баланса на этом этапе: абсолютно точно определить финансовое состояние компании. По результатам составления ПЛБ можно распределить средства организации и направить их на удовлетворение претензий. После его составления обязательно нужно передать документ учредительному собранию для утверждения, и лишь затем его передают в налоговую.
Итоговый ликвидационный баланс
После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляют итоговый ликвидационный баланс. В нем содержатся сведения обо всех активах, которые остались у компании после завершения выплат. Также в нем указывают, кто получит все имущество предприятия. Итоговый баланс бывает трех типов.
- Положительный. Если после проведения всех расчетов у компании осталось имущество или средства.
- Нулевой. Если после всех выплат у предприятия ничего не осталось.
- Отрицательный. Имущества компании не хватает, чтобы провести все платежи.
После того, как баланс утвержден учредителями, его передают в налоговую инспекцию вместе с формой Р16001 и оплаченной квитанцией госпошлины за ликвидацию. Имущество распределяют между членами организации. Если речь идет о некоммерческой организации, то ее имущество передается на цели, ради которых она была создана: учредителям ничего не передают. По итогам составляется акт передачи, который должны подписать участники компании.
Бухгалтерские отчеты при закрытии организации довольно сложные, и студенты нередко делают шпоры, так как не могут разобраться с вопросом.
Регистрация ликвидации
После того, как итоговый баланс утвержден, ФНС вносит изменения в реестр. Компания окончательно признается закрытой, она больше не может вести предпринимательскую деятельность. Учредители получают свидетельство о снятии с налогового учета. Пока оно не получено, нужно платить все налоги и сдавать отчетность.
После получения документов остается уничтожить печать и отправить документы в архив. Есть список правил, определяющих бумаги, которые нужно сдать. Все документы специальным образом упорядочивают и подшивают.